Биография Антона Ла-Вея до сих пор нередко становится объектом дискуссий. Он родился в Чикаго, штат Иллинойс, в семье торговца спиртным. Распространено мнение, что имя «Антон Шандор Ла-Вей» было взято им в более поздние годы, поскольку, вероятно, оно ему более импонировало, чем то имя, которым его наградили родители. Как утверждает дочь Ла-Вея Зина и её муж Николас Шрек, в свидетельстве о рождении Ла-Вея, выданном в округе Кук, штат Иллинойс, записано имя Говард Стэнтон Леви (Howard Stanton Levey); родителей же звали Майкл и Гертруда Леви (Levey). Тем не менее, многие из свидетельств Зины, которая долгие годы враждовала с отцом, были оспорены Бланш Бартон, последней спутницей Ла-Вея и автором его авторизованной биографии «Тайная жизнь сатаниста», в известном открытом письме «The Georges Montalba Mystery», в котором статья Зины и Николаса Шреков была напрямую названа подлогом (см. ниже). В частности, Бартон утверждает, что в карточке социального обеспечения Ла-Вея значилось «Говард Стэнтон Ла-Вей» — «Howard Stanton LaVey», а вовсе не «Говард Стэнтон Леви», как заявляет его дочь. Бартон рассказывает:
Я также видела его детские книги, детской рукой подписанные — «Антон Шандор Ла-Вей». Его отец писал свою фамилию как «ЛеВей» (LeVey), дядя Антона писал свою фамилию как «Ла-Вей» (LaVey). Их изначальная фамилия звучала как «Боэм» (Boehm), которая была изменена на «ЛеВей» на острове Эллис, когда дедушка Антона приехал в страну из ЛеВей, Франция. Насколько я знаю, данное Ла-Вею при рождении имя вполне могло звучать как «Говард Стэнтон ЛеВей». (Бартон Бланш, «The Georges Montalba Mystery»)
В скором времени его родители переехали в Калифорнию, где в Сан-Франциско Ла-Вей провёл большую часть своей жизни. Его род представлял собой смешение из французской, эльзасской, немецкой и румынской кровей. Родители Ла-Вея всячески поддерживали развитие его музыкальных способностей, благодаря чему он научился играть на многих музыкальных инструментах. Особенно ему нравились клавишные инструменты — такие, как орган и каллиопа. Одной из его незаурядных способностей было то, что он мог наиграть практически любую мелодию на слух. Музыкальные пристрастия ЛаВея — классическая музыка, также Антон поддерживал рок-группы, такие как Slayer, Оззи Осборн, Electric Hellfire Club, Mercyful Fate, Deicide, Marilyn Manson, Acheron, Morbid Angel[1][2].
Сам Антон Ла-Вей считал, что на его развитие сильно повлияла тёмная литература и сказания, журналы научной фантастики и ужаса, книги Джека Лондона, фильмы нуар, немецкий экспрессионизм и такие исторические личности, как Калиостро, Распутин и Василий Захарофф.
Согласно официальной биографии Ла-Вей бросил школу на последних годах обучения, чтобы присоединиться к гастролирующему цирковому шоу, сначала в качестве простого циркового рабочего и помощника в выступлениях с дикими кошками, затем в качестве музыканта, играющего на каллиопе. Ла-Вей позже отметит, что наблюдение за одними и теми же людьми, посещавшими как стриптиз-шоу по субботним вечерам, так и палатки с церковниками по утрам в воскресенье, способствовало формированию его возрастающе циничному отношению к религии. Затем он некоторое время работал органистом в различных барах и ночных клубах. В период, когда Ла-Вей играл на органе в музыкальных заведениях Лос-Анджелеса, по его словам, у него был краткосрочный роман с ещё неизвестной в то время Мэрилин Монро, — одно из тех событий его биографии, которые впоследствии некоторые его оппоненты поставили под сомнение.
По возвращении в Сан-Франциско из Лос-Анжелеса в течение некоторого времени Ла-Вей работал фотографом в департаменте полиции. Также он работал в качестве исследователя паранормальных явлений. Утверждается, что в этот период он был связан с подпольными сионистскими группами в Сан-Франциско, которые помогали поставлять оружие для Иргун во время израильской войны за независимость.
В 1952 Ла-Вей познакомился и женился на Кэрол Лэнсинг, ставшей матерью его первой дочери — Карлы Маритцы ЛаВей (Karla Maritza LaVey). Они развелись в 1960 после того, как Ла-Вей увлёкся Дианой Хегарти. Ла-Вей и Хегарти так официально и не оформили своих отношений, хотя их роман продолжался в течение многих лет, и она родила его вторую дочь, Зину Галатею ЛаВей (Zeena Galatea LaVey) в 1964.
Став местной знаменитостью благодаря своему изучению паранормальных явлений и живым выступлениям в качестве органиста (включая игру на электрооргане вурлитцер в ресторане «Lost Weekend»), Ла-Вей притягивал на вечера многих известных в Сан-Франциско личностей, — в числе гостей были, например, известный писатель-фантаст Фриц Лейбер, а также д-р Сесил Никсон, Форест Экерман, Кеннет Энгер, Честер Артур III, Карин де Плессин и другие.
Ла-Вей начал читать лекции по пятничным вечерам на оккультные тематики для тех, кого он называл «Магическим Кругом» своих знакомых, разделявших его интересы. Как сказал ему один из членов данного круга, Ла-Вей обладал основой для целой новой религии. В Вальпургиеву ночь, 30 апреля 1966, Антон Ла-Вей ритуально обрил свою голову и провозгласил 1966 годом основания Церкви Сатаны (Church of Satan) и первым годом эпохи Сатаны.
СМИ обратили внимание на Ла-Вея после сатанинской свадебной церемонии радикального журналиста Джона Рэймонда и нью-йоркской светской львицы Джудит Кейс, которая произошла 1 февраля 1967. Фотографом на этой свадьбе был известный Джо Розенталь (Joe Rosenthal), автор ставшей знаковой фотографии поднятия флага американскими войсками на горе Сурибачи во время Второй мировой войны. Среди печатных изданий, которые опубликовали статьи, в которых Ла-Вей назывался «Чёрным папой», были «The San Francisco Chronicle» и «Los Angeles Times».
Ла-Вей проводил ритуалы сатанинского крещения (в том числе и для Зины Ла-Вей), сатанинских похорон (в том числе и для офицера военно-морских сил США Эдварда Олсена, награждённого медалью за отвагу), а также выпустил музыкальную пластинку под названием «The Satanic Mass» («Сатанинская месса»).
В конце 1960-х — начале 1970-х Ла-Вей синтезировал философию Айн Ранд (философ-объективист, урождённая Алиса Зиновьевна Розенбаум), Фридриха Ницше, Генри Менкена и Джека Лондона с философией и ритуальными практиками Церкви Сатаны, воплотив получившийся микс в нескольких эссе, включив в них отрывки из социал-дарвинистического произведения «Might is Right» Рагнара Рыжебородого. Прибавив к этому «сатанизированную» версию Енохианских ключей Джона Ди, Ла-Вей выразил свою философию в наиболее известной своей работе — «Сатанинской библии». Впоследствии он написал ещё ряд книг, раскрывающих психологические, социальные, философские и другие аспекты сатанизма.
Список трёх самых известных работ Ла-Вея выглядит следующим образом:
«Сатанинская библия»
«Совершенная ведьма» (в 1988 переиздана как «Сатанинская ведьма»)
«Сатанинские ритуалы»
Ла-Вею было посвящено множество статей в средствах массовой информации по всему миру. Статьи о нём появлялись в таких популярных журналах, как «Look», «McCall’s», «Newsweek», «TIME» и «Playboy», он был участником телевизионных ток-шоу Фила Донахью, Джо Пайна и Джонни Карсона. Ла-Вей также участвовал в снятии документального фильма «Satanis: The Devil’s Mass» (1969).
Хегарти и Ла-Вей расстались в середине 1980-х, и Хегарти подала на Ла-Вея в суд с иском о выплате алиментов, однако дело удалось уладить вне судебных разбирательств. Следующим и последним партнёром Ла-Вея была Бланш Бартон, ставшая матерью единственного сына Ла-Вея — Сатаны Ксеркса Карнаки Ла-Вея (Satan Xerxes Carnacki LaVey, род. 1 ноября 1993).
Обладая по природе эклектичной индивидуальностью, Ла-Вей любил классическую музыку, рисование, антикварные автомобили, огнестрельное оружие и животных (особенно диких кошек). Ла-Вей играл на музыкальных инструментах и писал музыку, используя для этой цели свои клавишные синтезаторы. В качестве хобби он также писал картины. В своей философии особенное внимание он уделял практике магии в рамках сатанинских ритуалов. Он придерживался принципа «ответственности перед ответственными» вместо того, чтобы тратить своё доброе расположение на безответственных «психических вампиров». В течение жизни Ла-Вей привлёк к себе много союзников и сторонников, включая такие известные личности, как Сэмми Дэвис мл., Роберт Фуэст, Жак Вали, Эйм Микел, Марк Алмонд, Бойд Райс, Кинг Даймонд и Мэрилин Мэнсон.
Позже в автобиографии The Long Hard Road out of Hell (книга), Мэнсон писал об ощущениях от общения с ЛаВейем: «это звучало не намного убедительнее, чем пятиминутная консультация у пятидесятидолларового психотерапевта, но я был признателен и восхищен, поскольку ЛаВей не был тем человеком, которого можно критиковать».
Антон Шандор Ла-Вей умер 29 октября 1997 в больнице Св. Марии в Сан-Франциско от отёка лёгких (в этот католический госпиталь его привезли лишь потому, что он был ближайшим). По невыясненным до конца обстоятельствам был рождён миф о том, что Ла-Вей умер в ночь Хэллоуина. Существует версия о том, что остатки свиты Ла-Вея намеренно переправили дату смерти, чтобы получилось, будто Чёрный Папа умер аккурат 31 октября. Тайные сатанинские похороны Ла-Вея, только для приглашённых, были проведены в маленьком городке Колма (Colma) округа Сан-Матео, штат Калифорния; тело Ла-Вея было кремировано. Прах его не был захоронен, а был отдан на хранение его преемникам.
[править]
Критика
Прервавшая контакты с отцом Зина Шрек (в девичестве Зина Галатея Ла-Вей) и её муж Николас Шрек в 1998 году опубликовали документ под названием «Anton LaVey: Legend and Reality» («Антон Ла-Вей: миф и реальность»), в котором утверждается, что Ла-Вей сознательно мистифицировал некоторые из фактов своей жизни. На эти обвинения Бланш Бартон, спутница и личный биограф Ла-Вея, ответила в письме, известном под заголовком «The Georges Montalba Mystery».
Среди обвинений в адрес Ла-Вея:
Диана, бывшая жена Ла-Вея, заявила, что она подделала автограф и подпись Мэрилин Монро, которые он использовал в качестве доказательства своего романа. Согласно Шрекам, Гарри Липтон (агент Мэрилин Монро) также опроверг любую вероятность встречи между Монро и Ла-Веем.
В департаменте полиции города Сан-Франциско нет никаких записей о том, что Антон Ла-Вей когда-либо работал там в 1940-х, однако некоторые критики указали на то, что такие старые записи далеки от полноты и могут просто не содержать необходимых сведений. Работа Ла-Вея в цирке также ставится Шреками под сомнение.
Зина ставит под сомнение утверждения Ла-Вея о том, что он играл органную музыку на пластинке «Georges Montalba» в 1950-е, однако не предоставляет никаких доказательств своих обвинений.
Антон Ла-Вей заявлял о том, что членами Церкви Сатаны были «сотни тысяч» людей на пике её популярности. Зина настаивает на том, что «число членов Церкви Сатаны никогда не превышало 300 человек». Бланш Бартон утверждает, что оба числа были преувеличениями, но что утверждение Ла-Вея намного ближе к правде.
Шреки утверждают, что против Ла-Вея было подано несколько исков о домашнем насилии и сексуальных извращениях, цитируя при этом «Полицейские записи Сан-Франциско» («San Francisco Police records») в качестве своего источника, однако эти записи так и не появились ни в печати, ни в интернете, чтобы сопроводить обвинение.
Большинство из обвинений, опубликованных Шреками против Ла-Вея, были взяты из статьи Лоренса Райта (Lorence Wright) в журнале «Rolling Stone» (1996). Как Шреки, так и Райт не предоставляют никаких доказательств в поддержку своих заявлений. Бланш Бартон и другие критики Зины Шрек указывают на неуместное по своей интенсивности стремление Зины подорвать репутацию своего отца и оспорить практически всё, что он когда-либо говорил.
[править]
Цитата из открытого письма Бартон в «SF Weekly»
Как и многие дети знаменитостей, она [Зина Шрек] самоутверждалась, рисуя своего отца как жестокого, бездарного, самодовольного сукина сына. <…> Она обнаруживает великую радость и удовлетворение в попытках дискредитировать отца и, делая это, получает похвалу от всех нечестных людей, которым она даёт пищу для осуществления их собственных планов. Однако когда дело дошло до раздела имущества Ла-Вея после его смерти, она была более чем готова признать его отцом, несмотря даже на то, что она отказывалась говорить с ним в течение последних семи лет его жизни и заявляла, что берёт на себя ответственность за его убийство при помощи «ритуального проклятия».
[править]
Фильмография
«Пробуждение моего демонического брата» / «Invocation of my Demon Brother» (исполнитель роли Сатаны, 1969)
«Satanis: The Devil’s Mass» (участник, 1970; фильм издан на DVD компанией Something Weird Video, 2003)
«The Devil’s Rain» (технический консультант, роль Верховного Жреца, 1975)
«The Car» (творческий консультант, 1977)
«Doctor Dracula», или «Svengali» в американском прокате (технический консультант, 1981)
«Charles Manson Superstar» (консультант по исследованиям, 1989)
«Death Scenes» (рассказчик/ведущий, 1989)
«Speak of the Devil» (участник, 1995)
[править]
Музыка Ла-Вея
The Satanic Mass, LP (Murgenstrumm Records, 1968; переиздано на CD с одним дополнительным треком, «Hymn of the Satanic Empire, or The Battle Hymn of the Apocalypse», by Amarillo Records, 1994; Mephisto Media, 2001)
Answer Me/Honolulu Baby, 7" сингл (Amarillo Records, 1993)
Strange Music, 10" EP (Amarillo Records, 1994; сейчас доступно через Reptilian Records)
Satan Takes a Holiday (англ.), CD (Amarillo Records, 1995; сейчас доступно через Reptilian Records)
[править]
Библиография
[править]
Книги А. Ш. Ла-Вея
The Satanic Bible (Avon, 1969, ISBN 0-380-01539-0)
The Complete Witch, or, What to do When Virtue Fails (Dodd, Mead, 1971, ISBN 0-396-06266-0); republished as The Satanic Witch (Feral House, 1989, ISBN 0-922915-00-8); re-released with an introduction by Peggy Nadramia, and an afterword by Blanche Barton (2003, ISBN 0-922915-84-9).
The Satanic Rituals (Avon, 1972, ISBN 0-380-01392-4)
The Devil’s Notebook (Feral House, 1992, ISBN 0-922915-11-3)
Satan Speaks!, introduction by Blanche Barton, foreword by Marilyn Manson (Feral House, 1998, ISBN 0-922915-66-0)
[править]
Книги, в которые включены работы А. Ш. Ла-Вея
"Misanthropia, " Rants and Incendiary Tracts: Voices of Desperate Illuminations 1558-Present, edited by Bob Black and Adam Parfrey (Amok Press and Loompanics Unlimited, 1989, ISBN 0-941693-03-1)
"The Invisible War, " Apocalypse Culture: Expanded & revised edition, edited by Adam Parfrey (Amok Press, 1990, ISBN 0-922915-05-9)
"Foreward, " Might is Right, or The Survival of the Fittest by Ragnar Redbeard, LL.D., edited by Katja Lane (M.H.P. & Co., Ltd, 1996, ISBN 0-915179-12-1)
[править]
Книги, посвящённые А. Ш. Ла-Вею
The Devil’s Avenger: A Biography of Anton Szandor LaVey by Burton H. Wolfe (Pyramid Books, 1974, ISBN 0-515-03471-1, Out of print)
The Secret Life Of A Satanist: The Authorized Biography of Anton LaVey by Blanche Barton (Feral House, 1990, ISBN 0-922915-12-1)
Popular Witchcraft: Straight from the Witch’s Mouth by Jack Fritscher; featuring Anton LaVey (University of Wisconsin Press: Popular Press, 2004, ISBN 0-299-20300-X, hardcover, ISBN 0-299-20304-2, paperback)
[править]
Библиография на русском языке
[править]
Книги А. Ш. Ла-Вея
Ла-Вей А. Ш. Сатанинская библия = The Satanic Bible. — М.: Unholy Words, Inc. (РЦС), 1996.
Ла-Вей А. Ш. Записная книжка Дьявола = The Devil’s Notebook. — М.: Unholy Words, Inc. (РЦС), 1996.
Ла-Вей А. Ш. Сатанинские ритуалы = The Satanic Rituals. — М.: Unholy Words, Inc. (РЦС), 1997.
Ла-Вей А. Ш. Основные трактаты. — М.: Общество Сознания Смерти, 2009.
[править]
Книги об Антоне Ла-Вее
Бланш Бартон Тайная жизнь сатаниста. Авторизованная биография Антона ЛаВея. — Ультра. Культура, 2004. — 400 p. — (Жизнь Zапрещённых Людей). — 3000 экз. — ISBN 5-98042-046-0 Переиздана в 2006: ISBN 5-9681-0081-8.